vilebedeva (vilebedeva) wrote,
vilebedeva
vilebedeva

Сложный цвет. Коричневый.




Караваджо и Рембрант использовали коричневые оттенки для достижения эффекта «Кьяроскуро», чтобы написанный светлый объект появлялся из темноты.
В 17-18 века коричневый очень широко распространен. Рембрант накладывал умбру на базовые слои, потому что это способствовало наиболее быстрому высыханию красок. 19-20 век коричневый буквально ненавистен
французским импрессионимстам, которые предпочитали яркие, чистые цвета.



Коричневый.

Бурый, камелопардовый, караковый, карий, каштановый, кирпичный, кофейный, коричный, медвежьего уха, ореховый, поносный, пюсовый, ржавый, русый, терракотовый, шоколадный, цвета глины.

Коричневый (от «корица», уменьшительное от «кора», то есть «цвета корицы») неспектральный цвет, при смешивании зелёного и красного красителей или пигментов, а также оранжевого с серым или синим, желтого и пурпурного. При этом получаются существенно разные оттенки коричневого цвета.


Происхождение слова «коричневый» в исследовании Василевича.
Статья «Этимология цветонаименований как зеркало национально-культурного сознания
».

«На ранних стадиях своего развития язык располагал относительно небольшой группой слов: гнедой, карий, смаглый (смяглый, смуглый), бурый и некоторые другие. Большая часть этих слов использовалась для называния масти лошадей и представляла собой заимствования из тюркских языков, а слово смаглый обозначало темноватую кожу человека. Оно возводится к общеиндоевропейскому корню со значением 'жечь, дымить' (ср. совр. англ. smoke 'дым' и smog 'смог, туман с дымом и копотью'). Наиболее распространенным было, конечно, слово бурый.


По данным этимологического словаря Фасмера, в русский и многие другие славянские языки (ср. укр. бурий, польск. bury) это слово пришло с востока, в составе набора названий мастей лошади (ср. тур. bur 'рыжей масти' < перс. bōr 'гнедой, рыжей масти' < др.-инд. babhrūs 'рыжевато-бурый, гнедой'). Со временем оно обрело весьма широкую сферу употребления, хотя основным все равно оставалось название масти животных.


Впоследствии, когда возросла потребность в более дифференцированном обозначении разных оттенков коричневого, стали появляться другие слова, причем в полном соответствии с известными законами, поначалу это были почти исключительно слова, называющие цвет по характерной окраске предметов. Первым здесь было коричневый, потом появились каштановый, кофейный, шоколадный, желудёвый, ореховый и т. д. Некоторые объекты были частью окружающей среды (орех), и их названия были уже давно освоены носителями русского языка, а некоторые артефакты появились в обиходе значительно позже (кофе, шоколад). Скажем, кофе (начальная форма - кофей, кофий) пришло в русский язык в XVII в. из тур. kahve, kave, которое, в свою очередь, происходит из араб, qahva, означавшего сначала 'вино', а потом 'кофе'.

Что же в этой связи можно сказать о слове
коричневый? Его происхождение лежит, как говорится, на поверхности: «цвета корицы». Естественно предположить, что речь идет об известной всем специи. Однако и здесь все не так просто. Прежде всего, заметим, что термин корица отнюдь не заимствование. Афанасий Никитин, стараниями которого эта восточная диковинка в XV в. появилась на Руси, назвал ее исконно русским словом. Корица уменьшительное от кора означало среднюю, мягкую часть коры, которую зачастую использовали для разных целей (драли лыко, получали красители и т. д.). Кстати, у Даля слово корица включено в статью «кора» и толкуется как 'пряная средняя кора с корицевого (коричного) дерева'. В своем значении 'название специи' корица является уникальным: ни в одном другом языке этот корень не зафиксирован (так, англ. cinnamon, нем. Zimt, Zinnamon, фр. cannelle восходят к лат. cinnamum, которое, в свою очередь, было заимствовано из семитских языков и появилось, видимо, вместе с самой привезенной с Востока приправой).

...Собственно цветовое прилагательное коричный, позднее коричневый, появляется в русских деловых памятниках только XVII в. и долгое время, вплоть до конца XVIII в., используется лишь для названия цвета одежды, тканей....


...Благодаря обилию коричневых монашеских ряс и наличию у них определенного «ореола возвышенности», уже к XVIII в. чистые оттенки коричневого стали скорее элитарными, а сами их названия (кармелитовый, капуциновый и т. д.) никак не связывались с одеждой простолюдинов.

...Появившееся только в XX в. цветонаименование коричневый, не имеющее точных этимологических соответствий ни в каком другом языке, по непонятной причине успешно вытесняет с ведущих позиций слово бурый, которое имеет прозрачное общеиндоевропейское происхождение и на протяжении сотен лет «справлялось» с функцией основного слова данной группы. Участь бурого в соперничестве с коричневым предрешена...

...Несмотря на постоянно пополняющийся список слов, обозначающих коричневые оттенки, объем списка остается сравнительно небольшим. В этом смысле область оттенков коричневого цвета являет собой уникальный случай. До сих пор нет специальных наименований для коричневого цвета с красноватым или, скажем, зеленоватым оттенком при всем их очевидном различии. Как нам представляется, существующие слова коричневого участка цветового пространства различают оттенки цвета только по принципу светлоты: коричневый, каштановый, бурый, кофейный, шоколадный, камышовый, гнедой, карий и т. п. представляют темные оттенки, а светло-коричневые оттенки представлены словами бежевый, ореховый, желудевый, смуглый, верблюжий, кофе с молоком и др.»


Краски и пигменты.

Мумия (пигмент) настоящая - смола, извлекаемая растворением из остатков египетских мумий, но как в последнее время мумии, как товар, стали большой редкостью, то под именем мумии фабриканты выпускают смолистую К., совсем иного и неизвестного состава.

Охра (изжелта-бледный, бледно-жёлтый) — природный пигмент, состоящий из гидрата окиси железа с примесью глины. Цвет охры — от светло-жёлтого до коричнево-жёлтого и тёмно-жёлтого. Жёлтая охра — смесь гидрата окиси железа с глиной, а красная — смесь безводной окиси железа с глиной. Благодаря устойчивости минеральных пигментов к воздействию света и химических веществ, а также дешевизне, охра широко применяется для всех видов красок.

Жженая Умбра (красно-коричневая), умбра (землисто-коричневого цвета)

Жженая берлинская лазурь — коричневого цвета, иногда очень хорошего тона, что зависит от выбора берлинской лазури, не во всех фабрикациях тождественной. К самым чистым и прозрачным коричневым К. должны быть отнесены смолистые битюм или асфальт и мумия.

Сиена (охрам, тёмна, но прозрачна, жёлто-коричневого цвета)

Марс (коричневый). Прочная и красивая краска различных оттенков, от светлых до глубоко темных. Светоустойчива и плотна. Смешивать нельзя только с кадмием. (желтые)

Сепия. Моллюск (Sepia officinalis) дает материал для этой ценной и превосходной краски.

Бистр, также акварельная краска, приготовляемая из сажи, образующейся при сжигании букового дерева, смешанной с растворенным в воде растительным клеем, ныне употребляется мало.


Вот что выдает яндекс-палитра.

Тёмный оранжево-жёлтый Блошиного брюшка Перу Бронзовый Медный Тёмно-жёлтый Сиена Светлый оливково-коричневый Медово-жёлтый Тёмный золотарник Глубокий жёлтый Камелопардовый Охра коричневая Оранжево-коричневый Терракотовый Кирпичный Каштановый Крайола Каштаново-коричневый Серовато-красно-коричневый Серовато-коричневый Орехово-коричневый Олень коричневый Глубокий жёлто-коричневый Глубокий коричневый Блошиного брюшка Болгарский розовый Глубокий красно-коричневый Очень глубокий красный Умбра жжёная Коричнево-красный

Фалунский красный Насыщенный красно-коричневый Медно-коричневый Насыщенный коричневый Красно-жёлто-коричневый Медвежьего ушка Коричный Кожаного седла для лошади Коричневый Насыщенный жёлто-коричневый Сочный каштановый Крайола Коричнево-бордовый Серовато-красный Кордованский Натуральная умбра Охра Сепия Глиняный коричневый Умеренный жёлто-коричневый Сырая умбра Сепия коричневый Бистр Тёмный серо-коричневый Тёмный серо-красно-коричневый Коричнево-оливковый Красное дерево Ржаво-коричневый Ивово-коричневый Бурый Перламутровый медный Золотисто-каштановый Известковая глина Хаки Сиена жжёная



______________________

Голубой http://vilebedeva.livejournal.com/42224.html
Черный/Белый http://vilebedeva.livejournal.com/41882.html
Красный http://vilebedeva.livejournal.com/41579.html
Синий http://vilebedeva.livejournal.com/41380.html
Желтый http://vilebedeva.livejournal.com/41085.html
Зеленый http://vilebedeva.livejournal.com/42347.html
Желтый, Красный, Синий и Крайола http://vilebedeva.livejournal.com/42498.html

Tags: колористика, коричневый, лингвистика, охра, пигменты, сепия, сиена, сложные цвета, умбра, цвет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments